13.12.2013
Александр Некипелов: «Рост ВВП России на 5-6 процентов реалистичен» (интервью изданию «Файл РФ)

12 декабря в ежедневной электронной газете «Файл РФ» опубликовано интервью с директором МШЭ МГУ академиком А.Д. Некипеловым: «Рост ВВП России на 5-6 процентов реалистичен».
Стране предсказывают дальнейшее замедление роста, ослабление рубля, рекордный отток капитала, увеличение безработицы. Эксперты не верят в экономическую политику правительства, отвечающие за неё ведомства – в собственные возможности. На этом фоне особенно выделяется доклад, подготовленный группой видных российских учёных. Он выражает мнение той части отечественного академического сообщества, которая противостоит либеральным подходам к социально-экономической практике. Документ комментирует один из руководителей научного коллектива, работавшего над докладом, академик РАН, директор Московской школы экономики Александр НЕКИПЕЛОВ.
– Внедрение динамичной, эффективной модели развития – ключевая задача народного хозяйства России. Её решение не терпит отлагательств, поскольку в ближайшее время нас ожидают серьёзные испытания. Я имею в виду выбытие существующих производственных мощностей; по оценке Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, оно будет составлять два процента ВВП ежегодно. Если такими же будут оставаться и темпы экономического роста, то мы в лучшем случае сохраним существующее положение вещей. А производительные мощности нужно значительно нарастить. Это основное средство решения важнейших вопросов в социальной сфере и создания предпосылок для успеха политики модернизации.
Сейчас промышленность фактически стоит на месте – темпы роста не превышают 1,5 процента ВВП. Поэтому наши предложения – обеспечить рост в 5–6 процентов – могут показаться нереалистичными. Но нам представляется, что имеющиеся возможности позволяют ставить такую задачу. Выводы творческого коллектива основаны на расчётах и моделях ИНП РАН, оценках хозяйственной системы.
Мы исходим из того, что должно быть обеспечено формирование более гармоничной системы распределения доходов на базе развивающейся экономики. Необходимы действенные меры для рационального использования Фонда национального благосостояния в целях модернизации экономики страны, занятия Россией более достойного места в мировом разделении труда.
Многие вопросы связаны с необходимостью более активной роли государства. В ряде случаев оно способствует оживлению отраслей, развитию рынка. Например, реализация крупных инфраструктурных программ создаёт благоприятные возможности для частного бизнеса.
Реформирование институтов внутри страны, конечно же, связано с преобразованиями самого государства, госаппарата для повышения эффективности его работы.
Есть ряд предложений, связанных с управлением активами. Например, когда исполнительная власть одновременно и регулирует экономику, и выступает собственником каких-то предприятий, неизбежно наступает «конфликт интересов». Это может находить выражение в создании благоприятных условий для определённых фирм, либо наоборот, на какие-то компании возлагается бремя социальной ответственности. И то, и другое ведёт к искажению эффективной рыночной среды. Правительство зачастую разрешает этот конфликт интересов путём избавления от функции собственника. То есть выбирает путь приватизации. Мы не выступаем против неё как таковой, но мы противники приватизации ради приватизации. Для продажи госсобственности должны быть веские экономические основания. А упомянутый конфликт интересов можно решить и другим путём – отделением функции управления собственностью от функции регулирования.
Нужно вывести управление собственностью из подчинения исполнительной власти. Создать такую коммерческую структуру, которая управляла бы принадлежащими государству активами в рыночном режиме. И если государство оставляет предприятие в своей собственности, то всем должно быть очевидно: роль, которую оно играет в народном хозяйстве, более значима, чем «конфликт интересов».
Как сократить отток капитала. Мы пошли по пути либерализации нашей финансовой системы, то есть дали «зелёный свет» свободному движению денег инвесторов. В этих условиях идти сейчас на радикальные меры в противоположном направлении неразумно. Куда эффективнее было бы введение разновидности «налога Тобина» – обложения операций по обмену валюты.
Мы также поддерживаем введение прогрессивной шкалы налогообложения, налогов на роскошь, что позволит сократить неравенство в доходах и увеличить поступления в государственный бюджет. Он, в свою очередь, может быть использован для увеличения социальных трансфертов. Но эти меры принесут эффект только при принятии нового приватизационного законодательства, реальной деофшоризации экономики, создании привлекательной пенсионной системы.
Источник: : сайт электронного издания «Файл-РФ»