18.02.2015
«Экономические реформы: предпосылки успеха и причины неудач»-лекция заместителя директора МШЭ МГУ академика В.М. Полтеровича в Высшей школе экономики Санкт-Петербурга.

4

 

 

13 февраля гостем Высшей школы экономики в Питере был заместитель директора МШЭ МГУ академик В.М. Полтерович. Виктор Мееровичвыступил перед студентами и преподавателями с лекцией «Экономические реформы: предпосылки успеха и причины неудач».

Реформы в развивающихся странах, в том числе и в России,  чаще всего не дают ожидаемого результата. Прежде всего, по мнению профессора Полтеровича, виновата в этом экономическая наука, не создавшая надежных заслонов проведению ошибочной стратегии реформирования в развивающихся странах.

Сама теория реформ пока все еще недостаточно развита и обременена целым набором мифов: «макроэкономические законы универсальны», «частная собственность всегда лучше государственной», «государство в экономике – это “ночной сторож”», «планировать не нужно, рынок все решит сам», «надо продолжать реформы независимо от издержек».

Виктор Полтерович  выделил четырех участников процесса реформирования  –  общество, чиновники, политики и  эксперты. На последних он возложил главную ответственность. Именно эксперты должны  учитывать все факторы, которые определяют успех реформ. К сожалению, в экспертном сообществе по-прежнему наблюдается недостаток квалификации. Во многих случаях заказчиками реформ выступают политики и чиновники и в такой ситуации эксперты во многом удовлетворяют интересы своих заказчиков.

По мнению Виктора Мееровича, реформу надо понимать как последовательность промежуточных институтов, которые соединяют исходное состояние с желаемым. Реформа – это проект, связанный с набором трансформационных издержек – трудностей и неудобств. Они обусловлены переходом от одних институтов к другим: ресурсы «уходят» из традиционных сфер инвестирования, старые системы разрушаются прежде, чем начинают эффективно действовать новые.

Трудности проектирования реформ связаны с тем, что издержки реформы проявляются немедленно, а выигрыш бывает отдален во времени и с трудом поддается оценке. Может случиться так, что издержки окажутся велики настолько, что начатую реформу придется свернуть.

 

5

 

Несменяемость власти
Практика показывает, что многие успешные реформы проводились в условиях несменяемой власти (ФРГ – Христианские демократы 1949-1969 годы, Япония – Либерально-демократическая партия с 1955 по 2009 год, с перерывом в 1993-м). Несменяемость позволяет иметь «длинный» горизонт планирования, но у такой модели есть и серьезные минусы, например, риск формирования системы, при которой все важные решения принимаются на самом верху. Это грозит застоем. Также в ряде систем с несменяемой властью действует система «сдержек и противовесов», выражающаяся в жесткой борьбе закрепившихся у власти чиновничьих группировок.

«Новый фетиш»
Сейчас, по словам Полтеровича, у российских реформаторов «возник очередной фетиш» – институциональные реформы. Имеется в виду снижение коррупции, административных барьеров, прозрачность, подотчетность. Нет сомнений, что это все важно, отмечает ученый, но успех институциональных преобразований, зависит от массовой культуры, неформальных норм, а это «очень инерционные вещи»

Защита от вредных реформ
Ученый предлагает рецепт защиты общества от вредных реформ. Прежде всего, нужно интенсифицировать разработку теории реформ, в том числе методы учета политических издержек и разоблачения чиновников и экспертов, занятых поиском ренты. Кроме того, необходима конкуренция и открытые слушания при разработке реформ. И, что немаловажно, реформы должны быть авторскими.

 

Источник: сайт ВШЭ в Санкт-Петербурге