Семинар 22
«Реформация и ее исторические последствия»

Проблемы для обсуждения

  1. Причины Реформации.
  2. Лютеранство, кальвинизм и анабаптизм: черты сходства и различия.
  3. Исторические последствия Реформации.

Прочитать

  1. История Германии / Под общей ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактионова. – Т. 1. – Глава IV. «Германия в XVI – первой половине XVII века».
  2. Лютер Мартин. 95 тезисов (в сокращении).

Вопросы

1. Причины Реформации

  1. Что такое Реформация?
  2. Кто такой Мартин Лютер? Что вы знаете о его жизни до 1517 года?
  3. Проанализируйте текст 95 тезисов. С какой целью, по вашему мнению, они были написаны?
  4. Какие церковные порядки вызывали критику Лютера и почему?
  5. Как относился Лютер к папе и папской власти в момент написания тезисов? Как и почему изменилось его отношение впоследствии?
  6. В чем состоит причина популярности 95 тезисов?
  7. Каким образом и почему опубликование 95 тезисов вызвало такие масштабные последствия?
  8. Какие социальные слои Германии были заинтересованы в Реформации? Какие цели они преследовали? Были ли эти цели едины для всех сторонников Реформации?

2. Лютеранство, кальвинизм и анабаптизм: черты сходства и различия

  1. Коротко охарактеризуйте основные течения Реформации – лютеранство, кальвинизм и анабаптизм.
  2. Что объединяло и что разъединяло эти течения?
  3. На примерах продемонстрируйте связь религиозных идей и социальных программ.
  4. Какие социальные и политические силы стояли за каждым из трех основных течений Реформации?

3. Исторические последствия Реформации

  1. Чем завершилась Реформация в Германии?
  2. Что такое Аугсбургский религиозный мир? Какие его положения вы считаете важнейшими?
  3. Охарактеризуйте важнейшие исторические последствия Реформации для Германии и Европы.
  4. Можно ли найти в российской истории что-либо подобное Реформации?

Иллюстрации к семинару

Карты к семинару

Видеоролик к семинару

«История мира» (Великобритания, BBC, 2012). Отрывок из 5 серии «Разбойный век. Мятежное Средневековье» (Реформация).

Скачать видеоролик (представлен в учебных целях)